Девочка в хиджабе

Светская школа

Кирилл Карпенко

Светская школа - это независимое от религиозной организации образовательное учреждение, гарантирующее обучающимся свободу совести и функционирующее в соответствии с общегражданскими ценностями.

Хиджаб

3 октября 2012 года 5 ученицам школы №12 села Кара-Тюб Нефтекумского района Ставропольского края директор Марина Савченко, ссылаясь на школьный устав, запретила приходить в школу в хиджабе.

Хиджаб не стоит путать с паранджой, которая полностью закрывает лицо. Хиджаб – это платок, закрывающий волосы, уши и шею. Его носят мусульманки либо после замужества, либо после менархе.

Прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края установила, что ношение хиджаба в школе противоречит светскому характеру образования в стране. Родители школьниц подали в суд на школу за нарушение свободы вероисповедания.

Хиджаб запрещено носить в школах Франции, Турции, Туниса и Таджикистана, однако разрешено в школах всего остального христианского и исламского мира (в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране обязательно). В России же нет закона, запрещающего где-либо носить хиджаб. Конфликт вызвал большой общественный резонанс.

Противники хиджаба в школе уверенно доказывали свою позицию, ссылаясь на Конституцию, устанавливающую светское государство, и на закон «Об образовании», оговаривающий его светский характер. Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на те же документы плюс на закон «О свободе совести и религиозных объединениях». И почти никто не говорил о том, что такое светскость.

Что значит светский?

И это не удивительно, потому что все мы знаем, что светский значит не церковный, мирской. Однако при попытке дать чёткое юридическое определение, с непротиворечивыми критериями, возникают значительные трудности.

Западное общество в древности и в средние века не знало светскости. Участие в религиозной жизни было условием гражданства. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью. В XVII веке царь Алексей Михайлович приказал бросить некоторых бояр в Москву-реку за то, что они пропустили воскресную литургию.

Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. А отсюда всего один шаг до автономии человека от церкви и свободы совести, то есть права иметь любые убеждения. Это и есть светское общество. В нём подразумевается отделение церкви от государства, от школы, свобода права от религиозного учения. Так светскость понимают в большинстве европейских стран.

Однако наряду с пониманием светскости как свободы совести есть подход, трактующий светское как антиклерикальное, секулярное, атеистическое, враждебное религии. Данная концепция светскости обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие крайне антиклерикальный характер, имеющие целью искоренить религию из общественной жизни: убивали священников, разрушали храмы, запрещали издание религиозной литературы. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу). Франция единственная страна в Европе, в которой запрещено носить религиозные символы в публичных местах (крест и др.).

Если применить вышесказанное к хиджабу, то картина следующая. В клерикальном обществе все женщины обязаны носить хиджаб, в антиклерикальном обществе никто не имеет права носить хиджаб, в светском, кто хочет – тот носит, кто не хочет – тот не носит. Нетрудно заметить сходство между первыми двумя моделями. Антиклерикализм - это тот же клерикализм только со знаком минус. Идеологический диктат как был, так и остался. Просто вместо церковных, теистических ценностей людям навязывают антицерковные, атеистические ценности. Любая идеология может превратиться в квазирелигию, которая внешне религией не является, но имеет с ней сущностное сходство. Светскость же – это запрет на навязывание любого мировоззрения и любой идеологии.

Что такое светская школа?

Определить, что такое светское образование, тоже не просто. Патриарх Алексий II предложил считать светским образование, которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозной организации и 2) не готовит клириков. С таким широким определением вряд ли можно согласиться. Тогда получается, что церковно-приходские школы в Российской империи были светскими: они не готовили священников, а лишь давали начальное образование, и в 70-80-е годы XIX века находились в полной административной и финансовой зависимости от государства, а не церкви. В то же время главной целью этих школ было укрепление православной веры учеников. Подготовка клириков, конечно, дело конфессионального, а не светского образования. Но говорить об этом применительно к школе смысла нет, потому что школа даёт общее образование, а не профессиональное. Административная и финансовая зависимость школы ничего не может сказать о характере образования. В некоторых странах в государственных школах дают конфессиональное образование, в других странах в школах, принадлежащих церкви, дают светское образование. Бывает, что соучредителями школы выступает государство и религиозная организация.

Игорь Понкин предложил в качестве одного из критериев светскости образования его соответствие государственным стандартам. Сомнительный критерий. Жюль Ферри определил светскость как «конец безупречности любой религии и конец безупречности государства». Этим определением он подчеркнул, что человек должен быть защищён от идеологического диктата не только религии, но и государства. В государственных стандартах СССР предписывалось навязывание марксистско-ленинской идеологии и атеистического мировоззрения – вряд ли такое образование можно считать вполне светским. Кроме того, если взять за критерий светскости государственные стандарты, то все частные формы образования, не опирающиеся на государственные стандарты и программы, становятся автоматически не светскими, даже если дети ходят в шахматно-шашечный клуб и занимаются там исключительно настольными играми.

Отсутствие обязательного изучения религиозного вероучения или нерелигиозной идеологии тоже к светскости отношения не имеет. Во-первых, это очевидно для высшего образования: «хорош» будет историк или религиовед, который в ВУЗе не изучал религии и идеологии. А если изучал, то это не значит, что полученное образование не было светским. Во-вторых, все школы христианских стран, кроме Франции и США, включают в общеобразовательную программу изучение одной или нескольких религий и считают это образование вполне светским. Потому что изучать религию можно не только с конфессиональных позиций, но и с научных, сравнительно-религиоведческих, культурологических, эстетических, исторических и др.

Трудно понять, как хиджаб может быть связан со светскостью или не светскостью школы. Но именно светским характером образования в государственных и муниципальных школах России некоторые люди аргументируют необходимость запретить ношение хиджаба в школе. То есть подразумевается, что хиджаб на ученице напрямую влияет на характер образования. По этой логике, если ребёнок пришёл в школу в спортивном костюме, то школа перестаёт быть общеобразовательной и становится спортивной школой олимпийского резерва? А если ученик пришёл в камуфляжных штанах, то школа автоматически превращается в кадетский корпус? С другой стороны, если ребёнок пришёл в воскресную школу без креста, кипы или хиджаба, то он уже получает там не конфессиональное, а светское образование?

Критерии Ф. Н. Козырева

Наиболее обоснованными признаками светского образования мне представляются черты, выделенные доктором педагогических наук Фёдором Николаевичем Козыревым, автором фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе».

Признаков светского образования четыре:

1. Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.

2. Вторым признаком светскости образования является его публичный характер, что включает: а) открытость образования, его проницаемость для общественного контроля; и б) приоритет общегражданских ценностей. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны, с нашей точки зрения, школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование. Государственные школы, соблюдающие добровольность в получении религиозного образования, но утверждающие не общегражданские, а конфессиональные (например, православные) ценности в качестве образовательных и воспитательных идеалов и норм, также не могут считаться местом получения светского образования.

3. В эпоху торжества квазирелигиозных идеологий недопустимым и неприемлемым становится понимание светскости по формуле «светский = нецерковный». Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.

4. Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

Критерии светскости школы Ф. Н. Козырев предлагает те же, что и для светскости образования, добавив к ним критерий административного подчинения. Так школу, юридически принадлежащую церкви, вероятно, нельзя назвать светской. Хотя образование, которое даёт эта школа, вполне может быть светским.

Критерии светской школы
Критерии светской школы

P. S. о хиджабе в школе

Запрет носить хиджаб в российской школе означает нарушение принципа светскости школы.

Запрет на ношение только хиджаба, а не всех религиозных символов (например, православного креста), означает дискриминацию мусульман в сравнении с другими верующими.

Литература

  1. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
  2. Козырев Ф. Н. Религия как дар. Педагогические статьи и доклады.